+380 (44) 239-23-90 46/11 Turgenevskaya St., section 1, office 2

DeveLAWpment

ОПЗ

The Law of Ukraine “On amendments to laws of Ukraine concerning improvement of privatization” (the “Law”) that introduces some amendments to the Law of Ukraine “On privatization of state property” of 1992 entered into force March 6, 2016. This Law modernizes privatization procedures, introducing transparent rules of privatization, and invites fair national and foreign investors aiming at modernization of Ukrainian industry to participate in 2016 privatization.

A symbolic fact is that principles of “openness” and “transparency” are among principles of privatization now (Art. 2).
The list of persons that cannot act as buyers of entities subject to privatization was enlarged by the following categories:

 legal persons, where Ukraine acting as a state owns more than 25% of shares (parts, stocks), this requirement aims at transfer of state enterprises to truly “private hands”, and if any state’s influence remains, it will not affect considerably the management of the enterprise (Para. 3 Art. 8);

 legal persons or affiliated parties registered in the state recognized by Verkhovna Rada as a state-aggressor, or if sanctions were imposed upon such state under the legislation, and natural persons or affiliated parties who are citizens of the state recognized by Verkhovna Rada as a state-aggressor, or if sanctions were imposed upon such state under the legislation (Para. 3 Art. 8). This innovation claims to make impossible to privatize state enterprises by Russian natural and legal persons that traditionally had significant influence and connections with Ukrainian economy.

In the light of enactment of Laws of Ukraine “On prevention and counteraction to legalization (laundering) of proceeds received from crimes, terrorist financing and financing of proliferation of weapons of mass destruction” of 2014, “On Amendments to some laws of Ukraine regarding records of the ultimate beneficial owner (controller) of the legal person” of 2015 and some amendments introduced to Tax Cade of Ukraine, Law of Ukraine “On state registration of legal persons and natural persons – entrepreneurs” pointed at disclosure of information concerning natural and legal persons to comply with the requirements of principle of transparency, the Law provides as a requirement of participation in privatization to present information concerning potential buyers or persons in whose interests state entities are planned to be purchased, their founders, members, including natural persons – ultimate beneficial owners (controllers). Potential buyers who are natural persons shall present a certificate issued by tax authorities confirming submission of declaration on property and incomes (tax statement) and potential buyers who are legal persons shall present information on their financial and property state (Para. 4 Art. 9).

According to the Law the parties are granted the possibility to choice an arbitration tribunal to consider possible disputes: under the agreement of the parties’ disputes arising between the buyer and the seller in connection with or out of the purchase agreement of the object of privatization may be decided by international commercial arbitration court (Para. 10 Art. 27). This rule creates an alternative for the parties to apply to arbitration instead of state courts that nowadays are trusted by investors poorly.

The Law provides preparation for privatization and sale of integral property complex of state enterprises and shares of joint-stock companies that at the moment of decision of privatization have strategic importance for economy and security of state or are dominating in the national market as well as enterprises of defense-industrial sector may be accomplished with the involvement on competitive basis of advisors in order established by Cabinet Council of Ukraine (Para. 7 Art. 16). Such advisors are called to assess the object impartially, to promote it among possible investors and contribute to the best sale of it from the state’s point of view.

So, the Ukrainian legislator created fertile ground for privatization of the state sector. Now the task is to realize all these legislative amendments.

+380 (44) 239-23-90 ул. Тургеневская, 46/11, секция 1, оф. 2

DeveLAWpment

ОПЗ

6 марта 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно усовершенствования процесса приватизации» (Закон), который внес изменения в Закон Украины «О приватизации государственного имущества» 1992 года, усовершенствовав приватизационные процедуры путем установления прозрачных правил проведения приватизации и привлечения добросовестных национальных и иностранных инвесторов, нацеленных на модернизацию производства.

Символичным стало то, что в качестве принципов приватизации стали теперь фигурировать «открытость» и «прозрачность» (ст. 2), чего раньше не было.

Был расширен список лиц, которые не могут быть покупателями объектов, подлежащих приватизации, а именно:

 юридические лица, собственником более чем 25 процентов акций (частей, паев) которых является государство Украина (ч. 3 ст. 8): такое требование продиктовано необходимостью передачи государственных предприятий в действительно «частные руки», где влияние государства если и будет, то оно будет иметь незначительный характер;

 юридические лица или связанные с ними лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховным Советом Украины государством-агрессором, или в отношении которого применены санкции в соответствии с законодательством, а также физические лица или связанные с ними лица, которые имеют гражданство государства, признанного Верховным Советом Украины государством-агрессором, или в отношении которых применены санкции в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 8). Это нововведение нацелено на исключение возможности приватизации государственных предприятий российскими физическими и юридическими лицами, которые традиционно имели некоторое влияние и связи с украинской экономикой.

В контексте принятия Законов Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» 2014 года, «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно ведомостей о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица» 2015 года, а также внесения ряда изменений в Налоговый кодекс Украины, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», нацеленных на раскрытие информации о физических и юридических лицах с целью достижения транспарентности, Законом предусмотрено, что для участия в приватизации необходимо подать информацию о потенциальных покупателях объектов приватизации или лицах, в интересах которых покупаются государственные объекты, их основателях, участниках, в т.ч. физических лицах – конечных бенефициарных собственниках (контролерах). Потенциальные покупатели – физические лица должны представить справку, выданную органом доходов и сборов о поданной декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговую декларацию), а потенциальные покупатели – юридические лица должны представить информацию о финансово-имущественном состоянии (ч. 4 ст. 9).

В соответствии с Законом сторонам предоставлена возможность определять подсудность возможных споров: по соглашению сторон споры, возникающие между продавцом и покупателем в связи с договором купли-продажи объекта приватизации или на его основании могут передаваться международному коммерческому арбитражному суду (ч. 10 ст. 27). Такое положение призвано создать альтернативу рассмотрению споров национальными судами, которые не пользуются среди инвесторов большим уровнем доверия.

Законом предусмотрено, что подготовка к приватизации и продажа единых имущественных комплексов государственных предприятий и акций акционерных обществ, которые на момент принятия решения о приватизации имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства или признаки доминирования на общегосударственном рынке, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса, может совершаться с привлечением советников на конкурсных основаниях в установленном Кабинетом Министров Украины порядке (ч. 7 ст. 16). Такие советники должны, прежде всего, объективно оценить объект, «популяризировать» его среди возможных инвесторов и способствовать «наилучшей» с точки зрения интересов государства продаже такого объекта.

Так, украинский законодатель подготовил благоприятную почву для приватизации государственного сектора. Теперь задача за реализацией этих законодательных нововведений.