+380 (44) 239-23-90 ул. Тургеневская, 46/11, секция 1, оф. 2

DeveLAWpment

ОПЗ

6 марта 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно усовершенствования процесса приватизации» (Закон), который внес изменения в Закон Украины «О приватизации государственного имущества» 1992 года, усовершенствовав приватизационные процедуры путем установления прозрачных правил проведения приватизации и привлечения добросовестных национальных и иностранных инвесторов, нацеленных на модернизацию производства.

Символичным стало то, что в качестве принципов приватизации стали теперь фигурировать «открытость» и «прозрачность» (ст. 2), чего раньше не было.

Был расширен список лиц, которые не могут быть покупателями объектов, подлежащих приватизации, а именно:

 юридические лица, собственником более чем 25 процентов акций (частей, паев) которых является государство Украина (ч. 3 ст. 8): такое требование продиктовано необходимостью передачи государственных предприятий в действительно «частные руки», где влияние государства если и будет, то оно будет иметь незначительный характер;

 юридические лица или связанные с ними лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховным Советом Украины государством-агрессором, или в отношении которого применены санкции в соответствии с законодательством, а также физические лица или связанные с ними лица, которые имеют гражданство государства, признанного Верховным Советом Украины государством-агрессором, или в отношении которых применены санкции в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 8). Это нововведение нацелено на исключение возможности приватизации государственных предприятий российскими физическими и юридическими лицами, которые традиционно имели некоторое влияние и связи с украинской экономикой.

В контексте принятия Законов Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» 2014 года, «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно ведомостей о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица» 2015 года, а также внесения ряда изменений в Налоговый кодекс Украины, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», нацеленных на раскрытие информации о физических и юридических лицах с целью достижения транспарентности, Законом предусмотрено, что для участия в приватизации необходимо подать информацию о потенциальных покупателях объектов приватизации или лицах, в интересах которых покупаются государственные объекты, их основателях, участниках, в т.ч. физических лицах – конечных бенефициарных собственниках (контролерах). Потенциальные покупатели – физические лица должны представить справку, выданную органом доходов и сборов о поданной декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговую декларацию), а потенциальные покупатели – юридические лица должны представить информацию о финансово-имущественном состоянии (ч. 4 ст. 9).

В соответствии с Законом сторонам предоставлена возможность определять подсудность возможных споров: по соглашению сторон споры, возникающие между продавцом и покупателем в связи с договором купли-продажи объекта приватизации или на его основании могут передаваться международному коммерческому арбитражному суду (ч. 10 ст. 27). Такое положение призвано создать альтернативу рассмотрению споров национальными судами, которые не пользуются среди инвесторов большим уровнем доверия.

Законом предусмотрено, что подготовка к приватизации и продажа единых имущественных комплексов государственных предприятий и акций акционерных обществ, которые на момент принятия решения о приватизации имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства или признаки доминирования на общегосударственном рынке, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса, может совершаться с привлечением советников на конкурсных основаниях в установленном Кабинетом Министров Украины порядке (ч. 7 ст. 16). Такие советники должны, прежде всего, объективно оценить объект, «популяризировать» его среди возможных инвесторов и способствовать «наилучшей» с точки зрения интересов государства продаже такого объекта.

Так, украинский законодатель подготовил благоприятную почву для приватизации государственного сектора. Теперь задача за реализацией этих законодательных нововведений.