Зеленский об отечественно авиапроме

(Русский) Мечты Зеленского и реальность: отечественный авиапром

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Заявление Президента Украины о решении сделать национальную современную авиакомпанию, которая будет осуществлять внутренние авиарейсы на самолетах, произведенных отечественным же предприятием, всколыхнуло авиационную отрасль и ее экспертов. В первую очередь, звучит шквал критики, поскольку идея создания такой авиакомпании не нова и обсуждается в среднем каждые 5 лет. Однако в сегодняшних условиях, в разгар коронавирусной пандемии, когда прогнозируется, что восстановление докарантинного уровня полетов международной авиации произойдет не ранее 2022 года, и что драйвером такого восстановления станет именно региональная авиация, возможно идея не так уж и плоха?

Anna Tsirat became doctor habilitatus photo

Анна Цират, д. ю. н., партнер адвокатского объединения Jurvneshservice

История объединений

Для начала немного истории о попытках объединить предприятия авиапрома для достижения финансового и производственного эффектов при серийном производстве самолетов, потому как само Государственное предприятие «Антонов» (ГП Антонов) с этой задачей, видимо, не справляется. Так, в 2005-2007 годах в Украине существовала самолетостроительная корпорация «Национальное объединение Антонов» в составе ГП «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова», «Авиант», «Завода 410 ГА», Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и Украинского НИИ авиационной технологии. Впоследствии на ее базе появился концерн «Авиация Украины», позже переименованный в государственный авиастроительный концерн «Антонов», который в разные годы объединял от трех до десяти участников, пока не прекратил своего существования в начале 2016 года. В том же 2016 году государственный концерн «Укробронпром», являющийся учредителем ГП Антонов, заявил о создании корпорации «Украинская авиастроительная компания», которая должна была объединить все предприятия авиационной отрасли страны и заниматься разработкой, производством, продажей и послепродажным обслуживанием самолетов марки «Антонов». Из анансированных при создании участников в состав корпорации входит только Завод «Маяк» и Украинский НИИ авиационной технологии. Хотя корпорация и продолжает существовать, она не выполнила поставленных перед ней задач. В начале 2019 года обсуждалась идея создания вертикально-интегрированной структуры функционирования самолетостроения со сложной организационно-производственной структурой, единым управляющим центром и замкнутым циклом производства, которая должна была объединить авиационные предприятия, принимающие участие в производстве и продаже самолетов и их комплектующих. Но идея не была реализована.

Отечественный самолет

Под отечественным самолетом, который должен использоваться предполагаемой к созданию авиакомпанией, понимается Ан-148, на который ГП Антонов получил сертификат в 2007 году. Первый доработанный до серийной модели самолет Ан-148 в 2009 году был передан авиакомпании «Аэросвит». Позже Ан-148 несколько лет использовала МАУ. Всего в Киеве было собрано два прототипа Ан-148 – UR-NTA, UR-NTB и четыре серийных самолета Ан-148 – два для украинских авиакомпаний и два для Air Koryo из Северной Кореи. Один из прототипов (UR-NTB) был переделан в удлиненную версию Ан-158, которая эксплуатируется государственным авиационным предприятием «Украина», занимающимся перевозками высших должностных лиц страны, включая президента. Также серийная сборка Ан-148 по лицензии велась в Воронеже, где было выпущено около 40 единиц техники и последняя поставка состоялась в 2018 году.

Деньги, потраченные на Ан-148 в 2009 - 2017

Поскольку отечественная авиационная отрасль всегда рассматривалась как стратегическая, первая стратегия по ее развитию до 2020 года была принята Кабинетом Министров в 2008 (Распоряжение № 1656-р от 27.12.2008 г.). Стратегия должна была реализовываться в три этапа. На первом этапе (2008-2010 годы), финансируемом за счет бюджетных средств, должны были быть созданы условия для настройки серийного производства авиационной техники (самолеты Ан-148, Ан-140, Ан-74 и их модификации), двигатели Д-27, Д-436-148, ТВ-3-117-СБМ1, вертолет КТ-112; проведена реструктуризация и  акционирование государственных предприятий авиационной промышленности с сохранением 100 процентов акций в государственной собственности; созданы постоянные региональные сервисные центры и центры технического обслуживания этой авиационной техники; создана система содействия закупки и использования отечественной авиационной техники на внутреннем рынке и лизинговая продажа самолетов на внутреннем и внешнем рынке. Во время второго этапа (2011-2015 годы) должно было произойти наращивание темпов создания и внедрения в серийное производство авиационной техники, оптимизация производственных мощностей предприятий авиационной промышленности, их реконструкция и технологическое перевооружение, разработка и освоение новых типов продукции с привлечением ресурсов стратегических инвесторов совладельцев указанных предприятий. На третем этапе (2016-2020 годы) предполагалось разрабатывать и внедрять новые типы авиационной техники, которая должна была производиться в рамках отечественных и международных проектов.

Однако кризис 2008 года не дал возможности реализовать поставленные задачи, хотя на их решение государством было выделено  90 млн гривен из Стабилизационного фонда, а сам ГП Антонов летом 2009 года выпустил под госгарантии две серии шестилетних облигаций на обшую сумму 858 млн гривен с ежегодной выплатой купона: А – на 484,778 млн грн под 11% годовых для погашения кредиторской задолженности перед банками и B – на 94,128 млн грн под 11,25% годовых для достройки самолетов. В августе 2012 года просроченный процентный доход по облигациям ГП Антонов в размере 243,1 млн гривен был выплачен из бюджета.  В дальнейшем из-за отсутствия средств у ГП Антонова процентный доход по облигациям выплачивало государство, а в 2014 году за счет бюджета облигации были погашены полностью.

Завод Антонов мечта и реальность

ХГАПП, которое входило в состав государственного авиастроительного концерна «Антонов», в 2009 году под гарантии правительства Украины выпустило облигации на общую сумму 1,62 млрд гривень со сроком погашения в ноябре 2014 года. Поскольку ХГАПП в октябре 2014 объявил дефолт по облигациям, расчеты по ним производились из государственного бюджета.

В 2015 году Кабмин по инициативе Минобороны предоставил ГП Антонов госгарантию по кредиту на сумму 1,148 млрд грн, который привлекался для изготовления самолетов Ан-148-ЕА — модификации модели с VIP-салоном.

Погашение задолженности ГП Антонов по оплаченным государством облигациям в размере 1,31 млрд гривен, в том числе 706,03 млн грн – основной долг по уплате процентов и погашению облигаций, а также 601,97 млн грн – начисленной пени, которую законом  «О  реструктуризации задолженности государственного предприятия «Антонов»предложено списать, должен совершать ежеквартально равными частями в течение 10 лет, начиная с 1 квартала 2017 года.

Выводы

10 мая 2018 г. Кабинетом Министров Украины была принята очередная стратегия возрождения отечественного авиастроения на период до 2022 года. Среди прочего в ней указывается как на доказанный факт отсутствие серийного производства самолетов в Украине и полное несоответствие методов управления, технологического оборудования и инфраструктуры серийных самолетостроительных предприятий Украины современным рыночным требованиям. Подобные выводы ставят под сомнение возможность реализации мечты Президента Украины по осуществлению полетов на отечественных самолетах национальной авиакомпанией, а приведенная нами история финансирования производства отечественного самолета свидетельствует о нецелесообразности каких бы то ни было трат: денег уже потрачено очень много, а результатов нет никаких.