the-aviation-finance-support

(Русский) Финансовая поддержка международной авиации

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Так как поэтапное ограничение и сокращение международных авиарейсов в разных странах началось в феврале, ИАТА регулярно информировала общественность о совокупных убытках, которые понесет международная авиация в связи с этим. Если 5 марта ИАТА прогнозировала глобальные потери доходов от пассажирских авиаперевозок при оптимистичном сценарии в  $ 63 млрд., а при пессимистичном – $ 113 млрд., то 14 апреля она уже прогнозировала убытки в размере $ 314 млрд. ИАТА призывала правительства поддержать авиасектор, поскольку 1 рабочее место в авиакомпании так или иначе связано с 24 рабочими местами в туристической индустрии. Предлагалось использовать комбинацию прямой финансовой поддержки, займов, кредитных гарантий и поддержки стоимости корпоративных облигаций, а также предоставить налоговые льготы.

CARES Act в США

США одними из первых пришли на помощь своим компаниям – 27 марта 2020 г. был принят закон Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act (CARES Act), предусматривающий предоставление финансовой помощи в размере $ 58 млрд и пакета мер стимулирования на сумму $ 2 триллиона, призванного смягчить некоторые экономические последствия пандемии. Для авиационного сектора закон предусматривает:

  • для поддержания существовавшей на 25 марта занятости в качестве финансовой помощи на выплату заработной платы сотрудникам: $ 25 млрд для пассажирских авиакомпаний, $ 4 млрд для грузовых авиакомпаний, $ 3 млрд – для «подрядчиков» авиаперевозчиков;
  • для уменьшения потерь от пандемии коронавируса и обеспечения ликвидности в качестве займов и кредитных гарантий сроком до 5-ти лет: $ 25 млрд для пассажирских авиакомпаний, агентов по продаже билетов и хэндлинговых предприятий, $ 4 млрд – для грузовых авиаперевозчиков;
  • отмена авиационного налога в размере 7,5% с сумм, уплачиваемых за коммерческие авиаперевозки, акциза на керосин, используемый в коммерческой авиации (как правило, 4,3 цента за галлон), и всех остальных внутренних и международных авиационных налогов и сборов до 1 января 2021 года.

Кредитование и госсударственная помощь для европейских и азиатских авиакомпаний

Европейские и азиатские правительства по состоянию на 1 мая глобально авиационному сектору уже выделили $ 92,5 млрд. Число подтвержденных спасительных вливаний за последнюю неделю выросло примерно на $ 15,7 млрд., что стало самым большим недельным показателем после принятия CARES Act.

  • Эстонское правительство 24 апреля увеличило уставный капитал национального перевозчика Nordica на € 30 млн. евро ($ 32,5 млн.).
  • Air France-KLM должна получить около 10 млрд евро ($ 10,9 млрд) государственной помощи, из которых 7 млрд евро предоставит Франция (4 млрд евро государственных гарантий на банковское кредитование и прямой государственный займ на € 3 млрд), а также от € 2 евро млрд до € 4 млрд от голландского правительства.
  • Федеральное правительство Германии и правительство земли Гессен планируют выделить компании Condor, предоставляющей туристические услуги, промежуточный кредит в размере 294 млн. евро ($ 319 млн.) и дополнительные 256 млн. евро ($ 278 млн.) для рефинансирования существующего государственного промежуточного кредита, предоставленного в прошлом году после прекращения бывшей материнской компании Томас Кук.
  • Правительство Румынии одобрило кредитование авиакомпаний Blue Air и Tarom в размере € 130 млн евро ($ 140 млн).
  • Российские авиалинии Якутии подтвердили получение кредита насумму более 448 млн рублей ($ 6 млн) из фонда финансовой помощи Covid-19.
  • Korean Air получат государственную помощь в размере 1,2 трлн вон ($ 991 млн).
  • Испанская Iberia и Vueling получат от государственного банка Instituto де Credito Oficial гарантии для синдицированного кредитования в размере 75 млн € ($ 8,23 млн) и € 260 млн соответственно ($ 285 млн).
  • Швейцарское правительство объявило о пакете помощи насумму 1,9 млрд швейцарских франков ($ 1,96 млрд) для авиакомпаний страны, включая   275 млрд швейцарских франков ($ 1,31 млрд) для SWISS и Edelweiss, являющихся подразделениями Lufthansa.

По оценкам американской экспертной организации Ishka правительства в большей мере ориентированы на поддержку флагманских авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, а не на спасение авиационной отрасли в целом. Поэтому лоукостеры и чартерные компании могут рассчитывать только на себя. Такой подход, с одной стороны, может привести к консолидации, а с другой, к судебным искам. Так, Ryanair и Wizz Air указывают, что государственная помощь должна приносить пользу всем игрокам авиарынка, а ее предоставление лишь отдельным авиакомпаниям искажает конкуренцию и нарушает правила ЕС.

Финансовая поддержка авиакомпаний Украины

19 апреля министр Мининфраструктуры заявил о том, что Украина в течение месяца выплатит всем украинским авиакомпаниям, включая МАУ, SkyUp, «Розу Ветров», Azur Air Ukraine, компенсации за эвакуационные чартерные рейсы, которые выполнялись после остановки правительством пассажирских авиаперевозок, вынуждено летая пустыми в одну сторону. Размеры компенсации зависят от расчетов самих авиаперевозчиков. С нашей токи зрения, такие выплаты представляют собой плату за осуществленную работу, но никак не помощь, о которой просили авиакомпании в средине марта, включая:

  • предоставление налоговых каникул;
  • реструктуризацию задолженностей перед государственными предприятиями;
  • предоставление льгот для поддержки отрасли и сохранения авиакомпании от банкротства;
  • льготное кредитование участников авиационной отрасли.

Совершенно не принимаются во внимание другие компании авиасектора, а также компании туристической отрасли. Всем им необходима государственная поддержка в связи с продлением ВОЗ сроков пандемии еще на два месяца, так как это откладывает на еще более долгий срок восстановление международной навигации и возможности путешествовать. Отсутствие такой поддержки может иметь результатом значительное сокращение количества имеющихся компаний в авиационном и туристическом секторах и рост безработицы.